Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» регулирует закупки госкомпаний, естественных монополий и организаций, работающих в сфере коммунального хозяйства.
В течение 2020 года произошли изменения в порядке организации и проведения таких закупок: 1). Поставщики, которыми выступают самозанятые граждане, получили те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. 2). Расширен перечень оснований для проведения закрытых процедур за счет отдельных закупок гособоронзаказа. 3).Для поставщиков установлена обязанность указывать в договорах страну происхождения товара. 4). Устанавливаются минимальные обязательные доли закупок российских товаров отдельных видов (с ограничениями допуска товаров, происходящих из иностранных государств). С 2021 года расширяется перечень сведений, которые необходимо указывать заказчикам при планировании закупок товаров, работ и услуг. В план нужно включать: - данные о размере финансового обеспечения закупки за счет субсидии, выделенной на реализацию национальных и федеральных проектов; - информацию о товаре, признаваемом в бухучете заказчика в качестве основного средства при приемке выполненных работ по договору, предметом которого является создание, реконструкция, капитальный ремонт или снос объектов капитального строительства. В данной статье будут рассмотрены процедура участия в закупке по 223-ФЗ и решение возможных спорных ситуаций.
Какие преимущества существуют для участников закупок по 223-ФЗ? 1). Для субъектов среднего и малого бизнеса, а также самозанятых Некоторые заказчики у этого сегмента поставщиков обязаны провести закупку на сумму не менее 20% годового совместного объема договоров, заключенных через закупки. 18% годового стоимостного объема договоров нужно заключить по результатам закупок, где участниками могут быть только малый и средний бизнес: - начальная цена до 200 млн. рублей – поставщик обязан провести закупку только у малого и среднего бизнеса; - начальная цена 200-400 млн. рублей - поставщик может провести закупку только у малого и среднего бизнеса; - начальная цена более 400 млн. рублей - поставщик не имеет права провести закупку только у малого и среднего бизнеса. Закупки среди малого и среднего бизнеса проводятся только в электронной форме. Максимальный срок оплаты по договору с субъектами малого и среднего бизнеса составляет не более 15 рабочих дней со дня приемки по договору (его этапу). Для поиска таких закупок используйтесайт ЕИС. 2). Приоритет товарам, работам, услугам российского происхождения (из ЕАЭС) - для конкурсов, запросов котировок и запросов предложений – рассмотрение и оценка заявок, содержащих предложения о поставке товаров, работ, услуг из ЕАЭС (Евразийский экономический союз), по критерию «цена контракта» производятся с понижающим коэффициентом 15% (30% для закупок по Единому реестру российской радиоэлектронной продукции). При этом контракт заключается по той цене, которую предложил участник. Понижающие коэффициенты используются только для оценки и приоритета, а не изменения условий договора. -для аукционов – если победителем становится заявка с товарами, работами, услугами, которые не происходят из ЕАЭС, то контракт заключается по сниженной на 15% (30% для закупок по Единому реестру российской радиоэлектронной продукции). Коэффициенты снижают фактическую стоимость таких контрактов-победителей.
Как принять участие в закупке по 223-ФЗ? Шаг №1. Получить электронную подпись и пройти аккредитацию на электронных площадках Однозначно актуально для субъектов малого и среднего бизнеса, т.к. для них все закупки проводятся в электронной форме и на ограниченном перечне электронных площадок:Сбербанк-АСТ ZakazRF Росэлторг Российский аукционный дом ТЭК-Торг Фабрикант РТС-тендер ЭТП Группа Газпромбанка Учитывайте, что по итогам закупок среди малого и среднего бизнеса оператор электронной площадки может взимать плату за участие в закупке (при заключении договора с заказчиком) в размере не более 5 тыс. рублей. Найти подходящий закупочный лот для определения приоритета по выбору площадок можно через поиск на самих ЭТП или насайте ЕИС. Шаг №2. Подготовка заявки к участию в закупке 1). Изучите извещение, в нем должна быть необходимая документация и форма заявки, которую нужно использовать. При необходимости вы можете направить заказчику запрос о разъяснении документации и/или извещения. Дополнительно изучите положение о закупках интересующего вас поставщика. 2). С 01 апреля 2021 года устанавливается следующий перечень документов и сведений, которые заказчик может потребовать представить для участия в закупке среди субъектов среднего и малого бизнеса: - наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юрлица в пределах его места нахождения, учредительный документ, если участником является юрлицо (для ИП – ФИО, паспортные данные, адрес места жительства физлица, зарегистрированного в качестве ИП) ; - ИНН участника закупки или его аналог согласно законодательству иностранного государства (для иностранного лица), а также ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, если участником закупки является юрлицо, или аналог ИНН таких лиц согласно законодательству иностранного государства; - копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника закупки, исключение – если заявка подписана ИП (если он сам участвует) или лицом, указанным в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица, если участником является юрлицо; - копии документов, которые подтверждают соответствие участника установленным согласно законодательству требованиям к поставщику, подрядчику, исполнителю. Эти документы не нужны, если необходимая информация и документы есть в открытых и общедоступных госреестрах в сети Интернет. В таком случае соответствие указанным требованиям достаточно задекларировать, указав адреса сайта или его страницы, где размещены данные сведения (например, подтвердить принадлежность к малому или среднем бизнесу можно через данные ФНС); - копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о ее последующем одобрении, если его наличие необходимо по законодательству РФ и для участника закупки заключение по итогам закупки договора либо предоставление обеспечения заявки, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой; - информация и документы об обеспечении заявки (при наличии соответствующего требования): реквизиты специального банковского счета участника закупки, если в обеспечение заявки вносятся денежные средства; - банковская гарантия или ее копия, если она предоставляется в качестве обеспечения заявки; - предложение участника в отношении предмета закупки; - копии документов, которые подтверждают соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным по законодательству РФ, если перечень таких документов указан в документации о закупке; - наименование страны происхождения товара (в том числе поставляемого при выполнении работ, оказании услуг), а также документ, который подтверждает эту страну; - предложение о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме; - информацию и документы, необходимые для оценки заявки; - декларация – в ней отражаются сведения, подтверждающие добросовестность участника (отсутствие недоимок по налогам, приостановления деятельности, процесса ликвидации и т.д.). 3). Откройте специальный счет и предоставьте обеспечение заявки на участие в закупке через внесение денежных средств или банковскую гарантию. Размер такого обеспечения должен быть указан в извещении и/или документации. Учитывайте, что такое обеспечение не возвращается в случае: - отказа или уклонения от заключения договора; - не предоставления (предоставления с нарушением установленных условий) обеспечения исполнения договора до его заключения. В ином случае обеспечение должны будут вернуть после результатов проведения закупки. 4). Проведите закупку по правилам, указанным в документации или на ЭТП.
Шаг №3. Заключение договора Сведения о победителе будут отражены в итоговом протоколе, который будет размещен на ЭТП, сайте ЕИС или прислан по почте (в случае закрытой закупки). Сроки заключения договора: - при конкурентной закупке – от 10 до 20 дней со дня размещения итогового протокола; - при неконкурентной закупке (закупка у единственного поставщика) – в течение не более 20 дней со дня принятия заказчиком решения о заключении договора. При закупках у малого и среднего бизнеса, а также при закрытых закупках есть возможность разместить протокол разногласий к проекту заключаемого договора.
1). Что делать, если документация о закупке не соответствует требованиям, указанным в положении о закупочной деятельности поставщика (положении о закупке)? В таком случае руководствуйтесь положением о закупке. 2). Что делать, если заказчик не указал начальную (максимальную) цену контракта? Это вполне может быть признано судом неправомерным. Подобную позицию усиливают два обстоятельства: - если превышение «неназванной» цены является основанием для отклонения заявки участника; - если противоречит положению о закупках заказчика. Запросите разъяснения у заказчика. 3). Что делать, если заказчик установил требование к месту производства товара? Это может быть правомерным, если заказчик обосновывает потребность в поставке товара, выпущенного в данном месте, т.к. потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований в документации о закупке. Особенно, если это обоснование включает в себя требование места производства – Россия. Запросите разъяснения у заказчика. 4). Что делать, если заказчик изменил условия проекта договора в документации, но уже после выбора победителя? Это может быть признано правомерным, если подобное предусмотрено заказчиком в его положении о закупке. Однако подобное маловероятно, суды признают это неправомерным. Размещайте протокол разногласий и/или обжалуйте подобные действия заказчика.