Те, кто имеет низкий и средний уровень налогового риска, могут рассчитывать на более быстрое прохождение камеральной проверки НДС-декларации. Выездная проверка налогоплательщиков с низким уровнем риска проводится, как правило, лишь в плановом порядке.
Если же уровень риска компании высокий (красный цвет), то ФНС может подозревать ее в участии в налоговых схемах. Такой компании, а также ее контрагентам уделяется повышенное внимание при проведении проверок.
Расхождения, выявляемые программой, используемой ФНС при камеральных проверках, бывают двух типов:
- «НДС» — операции отражены у обоих контрагентов, но, к примеру, есть различия в сумме НДС: у продавца — к уплате; у покупателя — к вычету;
- «Разрыв» — заявлен вычет по счету-фактуре, который контрагент не отразил в своей декларации, либо такая декларация вовсе не была сдана контрагентом. Возможно, что вы просто неверно указали ИНН контрагента либо код вида операции.
При выявлении разночтений в отчетности покупателя и цепочки поставщиков покупателю может быть отказано в вычете входного налога.
Примеры ситуаций определения разрыва: 1). Контрагент, который был указан в декларации по НДС покупателя, не зарегистрирован в налоговой инспекции.
2). Организация-продавец, от имени которой выставлен счет, отраженный в декларации покупателя, не сдала декларацию по НДС на отчетный период.
3). Один контрагент указывает в декларации суммы входящего налога или исходящего НДС по счету-фактуре со вторым контрагентом. Второй субъект предпринимательства показывает нулевую отчетность.
Разрывы появляются в том случае, когда один из участников сделки показал сумму НДС из счета-фактуры, а второй этого не сделал. Это самый простой вариант, когда участниками сделки выступают два субъекта – продавец и покупатель.
Сложные разрывы На практике чаще встречаются сложные разрывы по НДС, которые появляются в том случае, когда в сделке принимают участие более двух субъектов. При совершении ряда последовательных сделок могут быть выявлены расхождения в начислениях налогов. В этом случае налоговые органы полностью восстанавливают всю цепочку, проверяя каждого из участников.
При выявлении сложного разрыва по НДС под проверку попадают все участники. Нередко налоговики требуют предъявления первичных документов по сделке. После их получения ведется контроль всей цепочки, чтобы выявить то звено, на котором была допущена ошибка.
Претензии к налогоплательщику могут быть, даже если НДС в бюджет не уплачен контрагентом 2-го, 3-го или последующих звеньев, то есть теми организациями и предпринимателями, с которыми проверяемый налогоплательщик непосредственно не контактировал, но у которых приобретались товары, работы, услуги его поставщиками (либо поставщиками его поставщиков, и далее — по цепочке).
Схема образования сложного разрыва по НДС: 1). Фирма-продавец продает товар посреднику. Продавец не отчитывается по сделке налоговым органам.
2). Посредник продает товар покупателю. По итогам сделки начисляет НДС, отражает в документах вычет и оплачивает начисленный налог, то есть действует по закону.
3). Покупатель по сделке с посредником предъявляет налог к вычету.
4). При проверке обнаруживаются расхождения между данными продавца и посредника.
В результате налоговые органы обнаруживают разрыв и проводят проверку всех трех участников сделки.
Действия налоговиков при сложных разрывах При выявлении сложного разрыва налоговики начинают досконально проверять всю цепочку поставщиков (покупателей). Налоговики усматривают в этом схему уклонения от уплаты налогов и ищут выгодоприобретателя.
Проверяются и оцениваются данные за 2 года до текущей проверки:
- внеоборотные активы
- доля вычетов по НДС
- среднесписочная численность
- размер ежемесячной оплаты труда
- имущество в собственности
- контролируемые сделки
- заключенные госконтракты
- проведенные выездные проверки
Чем данные параметры выше, тем больше шансов на признание компании выгодоприобретателем. «Копают» обычно под того, кто может заплатить.
Что делать налогоплательщику 1). Направьте в инспекцию квитанцию о приеме требования.
Сделайте это нужно в течение 6 рабочих дней после его отправки по ТКС.
2). Проверьте, правильно ли вы указали в декларации реквизиты счета-фактуры по операции, по которой произошел «Разрыв».
К такому расхождению могут привести ошибки при переносе данных из строк 1, 1а, 2, 2а, 2б, 6, 6а и 6б счета-фактуры. В этом случае АСК НДС-2 просто не сможет сопоставить ваши данные и сведения контрагента.
Если обнаружили такую ошибку и других несоответствий нет, то вы можете подать пояснения (т.к. ошибка не привела к неуплате НДС) или сдать уточненную декларацию. Лучше сделать и то, и другое.
Если есть другие ошибки, которые привели к занижению налога, подайте уточненную декларацию.
3) Проверьте, в том ли периоде вы отразили операцию.
Например, вычет НДС с уплаченного аванса можно заявить только в одном квартале, перенести на более поздний нельзя. Если вы обнаружили, что отразили операцию не в том квартале, подайте уточненную декларацию.
4) Обратитесь к поставщику, если вы правильно отразили вычет в отчетности по спорной операции.
Подайте пояснения в инспекцию о том, что заполнили декларацию верно, если уверены в своем поставщике, и он вам ответил, что:
- отразил счет-фактуру в предыдущем периоде (в периоде начисления). Например, если вы заявили вычет не в периоде, когда приобрели товары, а позже;
- ошибочно не отразил счет-фактуру (отразил с ошибками) в своей декларации по НДС и сдаст уточненную декларацию (подаст пояснения в свою инспекцию);
- счет-фактура оформлен правильно и отражен в его декларации по НДС.
К пояснениям вы можете приложить копию ответа вашего поставщика.
Если не уверены в добросовестности контрагента или он не ответил на ваш запрос, то вы можете:
- подать пояснения, что в декларации все верно. Но при этом вам нужно быть готовым к тому, что придется отстаивать свое право на вычет. Проверяющие могут истребовать документы по операции, провести иные мероприятия налогового контроля и решить, что вычет неправомерен;
- сдать уточненную декларацию без вычета по спорному счету-фактуре и доплатить налог, если не готовы спорить с инспекцией.
В течение 5 рабочих дней нужно представить в ИФНС либо уточненную декларацию по НДС (в которой спорные вычеты будут скорректированы), либо пояснения. Пояснения в утвержденной форме отправляются в электронном виде. К форме пояснения могут быть прикреплены скриншоты первичных документов. Иногда причиной образования разрыва бывает банальная ошибка – неправильно указанный ИНН продавца или неверный код операции.
Будьте готовы, что ИФНС может пригласить вас на встречу с комиссией для обсуждения вопросов, возникших из-за выявленных налоговых расхождений. Если такое приглашение получено, ни в коем случае не следует его игнорировать. Компанию может представлять руководитель или назначенное им лицо по доверенности.