На сайте Роспотребнадзоравыложеноболее 40 различных рекомендаций по противодействию распространения COVID-19. В СМИ все чаще начали появляться сообщения об очередной внеплановой проверке и тяжелых санкциях для бизнеса. Например, в в этой статьенаписанооб опечатывании одного из отделений Альфа-Банка и реальной перспективе получить штраф до 500 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток. Как же так?! Если еще в июне 2020 года писалио том, что «Роспотребнадзор не намерен штрафовать бизнес за несоблюдение рекомендаций». Рекомендации носят рекомендательный характер, т.е. не являются нормативными правовыми актами. Это значит, что неисполнение рекомендаций по коронавирусу также изначально не должно караться в ходе проверок. Есть Письмо Минэкономразвития РФ от 21.05.2020 "О подготовке рекомендаций (критериев) по последовательному снятию (смягчению) ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (N 16169-АХ/Д26и). В нем министерство указывает, что: «С учетом изложенного полагаем целесообразным дополнительно проинформировать хозяйствующие субъекты и территориальные органы Роспотребнадзора о рекомендательном характере размещенных на официальном сайте Роспотребнадзора в сети "Интернет" документов и невозможности проверки соблюдения положений рекомендаций в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору)». Дело в том, что после «коронавирусных» проверок Роспотребнадзор наказывает не из-за рекомендаций, а по причине несоблюдения Санитарных правил (пока действуют до 01.01.2021),Постановленияглавного санитарного врача (от 26.10.2020) и региональных актов (указы глав регионов, мэров городов и т.д.), которые составляются на основе рекомендаций. Поэтому весь информационный шум о том, что рекомендации не обязательны, - это просто шум, никак не страхующий организацию от последствий проверки. Когда и на сколько приходит внеплановая проверка Роспотребнадзора? Проверке, как правило, предшествует обращение (жалоба) клиента и/или работника. При этом есть три взаимосвязанных ведомства по принципу "жалобы работника" - Прокуратура, Государственная инспекция по труду, Роспотребнадзор. Если работник подаст жалобу в одно из этих ведомств, то есть большая вероятность, что оно "подтянет" остальные. Также проверка Роспотребнадзора вполне вероятна, если кто-то из ваших работников заболел коронавирусом, и об этом стало известно ведомству. Важно: проверка не может быть легально проведена на основании анонимного обращения. Если все же к вам придет именно такая проверка, то обжалуйте ее результаты в суде. Как и проверка ГИТ, Роспотребнадзор проверяет в течение 20 рабочих дней. При этом, о самой проверке работодатель узнает, в лучшем случае, за 24 часа, но в случае с COVID-19, скорее всего, только по факту ее начала, т.к. это относится к угрозе жизни и здоровью людей. Проверка может быть документарной или выездной. Исходя из списка требований, больше вероятность, что будет выездная проверка. Какие требования нужно учесть: Сокращение затрат по всем требованиям - отправьте работников на дистанционную работу. 1). Ношение масок (одноразовых) Нужно обеспечить наличие запаса масок из расчета = Количество выходящих работников * 5 рабочих дней * (продолжительность рабочего дня / 3), т.е. работодатель должен обеспечить запас СИЗ на 5 дней, а менять маски необходимо каждые 3 часа рабочего времени. Риск: инспектор может проверить документы по закупкам. Нюанс:
если в помещении находится один человек, то маску можно не носить;
перчатки используются при посещении мест общего пользования и при контактах с предметами, используемыми несколькими работниками (в т.ч. дверные ручки, поручни и т.д.).
2). Дезинфекция и профилактика Нужно применять:
приборы для очистки воздуха (бактерицидные облучатели воздуха в помещениях, где постоянно находятся работники);
антисептические средства (нужно установить специальные устройства с антисептиком);
средства измерения температуры (измерять нужно при допуске на работу и каждые 4 часа);
средства для дезинфекции (уборки) офиса (дезинфекцию проводите в начале и конце дня, а также каждые 4 часа);
проветривание помещений каждые 2 часа.
Риск: инспектор может проверить сертификаты на очиститель (фильтр) и на средства для дезинфекции. Запросите сертификаты у вашего поставщика таких средств или у фирмы, которая занимается уборкой в вашем офисе. Нюанс: если у вас хранится инвентарь для уборки, то проверьте, как он маркирован. Должно быть, как минимум, две швабры, одна из которых маркирована красным цветом (для уборки санузлов). 3). Социальное дистанцирование Нужно обеспечить нанесение разметки, которая обеспечит социальную дистанцию в 1,5 метра (т.е. нужно разделить площади каждого помещения на квадраты с длиной стороны 1,5 метра). Если в помещении обеспечить данную дистанцию невозможно, то нужно установить между рабочими местами разделительные перегородки. 4). Документальное обеспечение
для контроля температуры - ведите журнал измерения температуры, оформите инструкцию по измерению температуры при входе и каждые 4 часа;
по маскам, печаткам и другим СИЗ - оформите приказы о выдаче соответствующих СИЗ, ведите журнал выдачи СИЗ с отметкой работников о получении;
по дезинфекции - ведите график уборки помещений и журнал проведения дезинфекции, оформите приказ о проведении дезинфекции;
общая профилактика - оформите приказ о назначении ответственных за профилактику COVID-19, положение о профилактике заболеваний (куда внесите рекомендованные мероприятия).
5). Дополнительно Если ваш сотрудник, выходящий на работу, заболел коронавирусом (подтвержденным или чем-то похожим):
вышедшего на работу - отправляйте домой;
обяжите работника вызвать врача на дом и сдать тест на COVID-19;
отправьте его непосредственных коллег на 14-дневный "удаленный" режим (или до момента появления результатов на COVID-19).
Скачайте памятки и дайте к ним доступ для всех работников (через распечатку, плакаты, рассылку и т.д.). По возможности отмените командировки, а также корпоративные массовые мероприятия (корпоративы, тренинги и т.д.), собрания переведите в формат по видеосвязи (например, через ZOOM). Запретите прием пищи на рабочем месте (оформите приказ при необходимости), это касается в т.ч. кофе и чая. Если нет специальной столовой, выделите отдельное помещение для приема пищи (посещение столовой также нужно проводить по утвержденному графику). Учитывайте рекомендации по размещению сотрудников, исходя из площади помещения:
до 50 кв.м - не более 5 человек;
50-100 кв.м - не более 10 человек;
100-200 кв.м - не более 25 человек;
больше 200 кв.м - не более 50 человек.
При необходимости введите посменный выход на работу, чередуя "удаленку" и работу в офисе, ведите график сменности. Как проверить обоснованность проведения проверки? Т.к. при внеплановой проверке вполне вероятно, что заранее никакого уведомления вы не получите, важно проверить самих проверяющих и обоснование проведения проверки. Это поможет избежать рисков попадания на мошеннические схемы, а также заранее подготовить базу для потенциального обжалования (оспаривания) результатов проверки. Пример мошеннической схемы: В компанию поступает звонок «от Роспотребнадзора» с информацией, что по организации планируется проведение проверки. Далее предлагают купить документы, необходимые для прохождения проверки. Поэтому проверяйте: В удостоверениях проверяющих - ФИО сопоставьте с информацией, указанной в распоряжении о проверке. При сомнениях звоните на общий номер Горячей линии 8-800-555-49-43. В распоряжении о проверке:
цели, задачи и предмет проверки (проверяющие не имеют права запрашивать данные, не относящиеся к предмету проверки);
срок проведения проверки;
перечень мероприятий по контролю;
список документов для проверки (проверяющие не имеют права забирать оригиналы документов).
Обратите внимание на основания для проверки. Внеплановая выездная проверка должна быть согласована с Прокуратурой (т.е. должно быть заявление о согласовании) в случае, если она проводится по основаниям:
причинение вреда жизни, здоровью граждан;
вреда животным, растениям, окружающей среде;
объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ;
безопасности государства;
возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо возникновение угрозы данного причинения.
Также важно учитывать, что без руководителя компании (или его представителя) нельзя проводить проверку, но у руководителя есть обязанность явиться на проверку. Учитывая внезапность проверки, назначьте представителя для проверок и отталкивайтесь от ситуации:
если к проверке готовы, а руководителя нет - действуйте через представителя;
если к проверке не готовы и нет руководителя - не пускайте проверяющих, ссылаясь на ч.2 ст.15 294-ФЗ.
Что делать с результатами проверки? По возможности фиксируйте проведение проверки на видео. В результате проверки должен быть составлен акт, экземпляр которого вам должны предоставить. Если выявлены нарушения требований, то: 1). В случае незначительных нарушений могут выдать предписание. Проконтролируйте, чтобы предписание было корректным и исполнимым, с однозначной четкой формулировкой. За неисполнение предписания должностные лица могут быть оштрафованы на сумму 1-2 тысячи рублей, а организации - 10-20 тысяч рублей. 2). Могут применить меры административного воздействия (через суд). Штрафы (после выявления нарушений и передачи информации в суд):
на должностное лицо или ИП - 50-150 тысяч рублей;
на организацию - 200-500 тысяч рублей.
Альтернатива - приостановление деятельности организации на срок до 90 суток (в этом случае штрафа быть не должно). Если просят взятку - обращайтесь в управление по экономической безопасности и противодействия коррупции или прокуратуру. В случае несогласия с результатами проверки: 1). Обжалуйте в течение 15 дней, направив в Роспотребнадзор возражения, подкрепленные документами, заказным письмом с описью вложения. 2). Обратитесь в арбитражный суд. В целом, пока нет судебной практики, достаточной для каких-либо выводов по перспективам обжалования результатов "коронавирусных" проверок. Если руководствоваться опытом до 2020 года, то часто суды руководствуются самим фактом наличия нарушения, особенно, если оно влечет риск для жизни и здоровья людей, принимая, таким образом, сторону Роспотребнадзора. Поэтому основное, на чем можно сосредоточиться, это на предупреждении подобных рисков: 1). Переведите максимально возможное количество работников на «удаленку»; 2). Обеспечьте наличие документов - внутренние акты, связанные с профилактикой и защитой от заболевания, а также необходимые сертификаты на средства (СИЗ, антисептики, дезинфекция и т.д.); 3). Контролируйте отношения "работник-работодатель", отслеживая перспективы трудовых споров. Важно: при оценке таких рисков, как "высоких", даже, если работник соглашается на ваши условия, все равно уделите внимание предупреждению рисков проверок - ГИТ и Роспотребнадзора, т.к. договоренности не страхуют работодателя от последующих обращений работников (в т.ч. после увольнения).